Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решение проблемы детей-сирот и их социальной адаптации является неотъемлемой частью дальнейшего развития современной России, именно поэтому автор предлагает рассмотреть проблематику данного вопроса и попытаться определить дальнейшую траекторию развития социальной работы с данной уязвимой категорией граждан.
Объектом данного исследования являются дети-сироты.
Предметом исследования является социальная работа с детьми-сиротами.
Цель данной работы автор видит в изучении организации, возможностей и перспектив социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи курсовой работы:
Провести научное исследование проблематики сферы социальной работы с детьми-сиротами и перспективы развития данной социальной области;
Изучить современную правовую и научную литературу по данному вопросу.
В первой части курсовой работы автор рассмотрит предысторию развития социальной работы с детьми-сиротами в России, основные определения, необходимые для понимания проблематики заявленной темы, принципы государственной социальной политики, современные технологии социальной работы с детьми-сиротами, как общепризнанные, так и частные методики, применяемые для целей социализации и психологической адаптации детей-сирот.
Во второй части исследования автор обратиться к статистическому материалу по проблематике работы, охарактеризует задачи коррекционной социальной работы с детьми-сиротами. Также будут изучены практические примеры применения инновационных методой социальной работы на примере Вологодского детского дома имени В. А. Гаврилина, Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга».
Также автор курсовой работы планирует изучить частные нестандартные подходы и методики в работе над социализацией детей-сирот и подростков-сирот. Будет дана общая характеристика необходимым навыкам и профессиональным умениям социальных работников, занимающихся вопросами социальной адаптации детей-сирот в обществе.
Основными использованными источниками, на которые автор будет опираться, являются следующие: федеральные законы и указы РФ, информация и статистика сайта Минобрнауки, статьи и монографии ученых Зайнышевым И.Г. и Холостовой Е.И., исследователей Платоновой Н.М., Варывдина В.А. и Клемантович И.П. и других специалистов, занимающихся вопросами социальной работы с детьми-сиротами.
Одним из главных приоритетов современной российской социальной политики является обеспечение прав детей на семью. На государственном уровне признано, что защита этого права является ключевым фактором для улучшения прав детей в стране в целом.
В семейной среде многие дети формируют свои жизненные навыки в повседневной жизни; однако учащиеся в учреждениях для детей-сирот нуждаются в специальных учебных программах для самостоятельной жизни, которые направлены на формирование адаптивных механизмов и развитие способности к самоопределению.
По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20%. В стране работает более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы-интернаты) [19]. Численность детей-сирот в России крайне велика и это составляет сложную социальную проблему, требующую применения как стандартных подходов, так и других прогрессивных подходов для ее решения.
Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам по социальной работе своевременно удовлетворять жизненно важные потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.
Сироты должны не только овладеть определенным объемом юридических знаний, научиться действовать по определенным правилам, развивать конкретные качества, но и управлять своими потребностями, чтобы максимально безболезненно войти во взрослую жизнь.
Глава I. Организация и основные направления проведения социальной работы с детьми-сиротами
1.1. Предыстория развития социальной работы с детьми-сиротами в России
В 1926 году Лев Семенович Выготский, ведущий российский психолог, разработал педогогику, практическую психологию, которая включает тестологию и специальную психологию и подчеркивает влияние социальной ситуации на развитие детей с особыми потребностями. Вклад научной психологии и методологии психосоциальной помощи в Советский Союз был твердым, но прогресс был ограничен в течение периода, когда психосоциальные услуги были официально запрещены. Как и генетика и другие научные области и теории, психология была неорганической для тоталитарного режима. Во время Второй мировой войны спрос на психологические знания возрос - и психология индивидуальных различий стала сильной ветвью отечественной психологии.
Начало институционализации психосоциальной помощи совпало с началом перестройки. Психологические услуги в образовательной системе рассматривались как символ гражданской гуманизации. К концу 1970-х годов появились семейные консультационные центры, в начале 1980-х начала развиваться образовательная психологическая служба, а в 1991 году социальная работа и социальная педагогика стали профессиями. Социальная педагогика и социальная работа были созданы в том же 1991 году.
Социальная работа носила более общий характер и основывалась на идее вмешательства с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а социальная педагогика была ориентирована на работу с детьми в рамках системы образования путем создания и развития социальных сетей для лучшего обеспечения прав детей.
Помимо различий в обязанностях и сферах деятельности, существовала и самая важная разница - принадлежность к различным отделам, социальная педагогика находилась в ведении Министерства образования, а социальная работа - в ведении Министерства здравоохранения и социальных дел. В настоящее время более 60 университетов предлагают степень по социальной работе и социальной педагогике на разных уровнях: бакалавр, магистр и специалист.
Эта профессия была введена в 1991 году, а программа высшего образования - в 1992 году. Как и в других областях высшего образования, образование в сфере социальной работы трансформируется в соответствии с Болонским процессом. Предыдущий подход был традиционным для системы Советского Союза: студенты провели в университете пять лет и получили диплом специалиста. Но с 2003 года была введена двухуровневая система бакалавриата и магистратуры. Ни социальные работники, ни другие помогающие специалисты не имеют системы лицензирования. В России нет докторской программы, потому что нет докторских степеней в области социальной политики и социальной работы. Поэтому социальные работники, которые хотели бы продолжить свою карьеру в академической сфере, обычно поступают в аспирантуру по социологии или психологии.
Система домашнего ухода выиграла от этой профессионализации [20]. Специалисты по социальной работе начали развивать междисциплинарное и академическое сотрудничество, внедряя новые виды помощи. Академические психологи, специализирующиеся на специальном образовании, разработали и усовершенствовали методы оценки и вмешательства для детей, находящихся на попечении.
Службы патроната появились в 1994 году, когда в Москве был открыт Детский дом Патроната [22]. Патронат был введен в 41 российском регионе, а власти еще в четырех регионах планируют ввести патронат. В конце 2006 года в России насчитывалось 3747 семей патронатов, 5393 ребенка находились под патронатом, и более 800 семей были утверждены опекунскими комиссиями в качестве потенциальных семей патронатов. Ответственность за ребенка распределяется между учреждением (детский дом или школа-интернат) и патронатом родителей [19]. Так что патронат службы может быть создан только с отделением учреждения интернатного типа.
Родители патроната находятся в штате учреждения (они равны с воспитателями в правах и обязанностях). Люди, которые хотели бы стать родителями-патронатами, должны проходить аттестацию со стороны Комиссии по опеке и службы учреждения интернатного типа. Многие из патронатных служб предлагают специальные тренинги для будущих родителей патронатов, но работа с семьями после размещения детей в значительной степени ограничивается редким посещением с целью контроля, а не поддержки.
Идея патронатных служб состояла в том, чтобы предотвратить разрушение биологических семейных связей путем временного помещения детей в семью во время работы с биологическими родителями. Но теперь есть две точки зрения на услуги патроната.
С одной стороны, многие обычные люди понимают, что патронат - это мягкий способ размещения семьи («если вы не готовы к усыновлению, но думаете о ребенке, вы можете участвовать в системе патроната» - это один из «социального маркетинга патроната» фирменные лозунги).
С другой стороны, многие специалисты считают патронат формой профессионального воспитания детей. Например, губернатор Иркутской области Семен Крут определил патроната как форму семейного размещения для детей с высоким риском институциональной депривации: детей с особыми потребностями, детей после 10 лет, детей с травматическим опытом.
В штат патроната входят психолог и социальный работник (в некоторых случаях более двух специалистов). Патронат предоставляет полный набор услуг, включая набор потенциальных приемных родителей и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009.
2) Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2005. — С. 47 — 49.
3) Горева С. В. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних [Текст] / С. В. Горева // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2004. – № 3. – С. 25–29.
4) Донина О.И., Вагина Е.Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал) Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр" Ульяновск, Том: 8 №4. 2011. – 38 с.
5) Касимова А.О. Содержание социальной работы по адаптации детей-сирот в социуме // Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 09 декабря 2015 года. Сб. Кировская государственная медицинская академия. - Киров, 2015. - 368 с.
6) Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальный сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. 2-е изд. и доп. – СПб.: Санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2009. – 474 с.
7) Костенко К. Общие и частные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. (http://journals.gisap.eu/index.php/Psychology/article/view/1519).
8) Макеева И.А. Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) - C. 50-52.
9) Роль родительской компетенции в воспитании приемных детей. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. (http://cdc.minobr.ru/2016/07/rol-roditelskoy-kompetensie/).
10) Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально- правовые проблемы. — М., 2004. — С. 46.
11) Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 3 с
12) Статистика детских домов и сирот в России. 18.09.2017 (https://www.kommersant.ru/doc/3414174).
13) Степанов Н.С. Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи // «Народное образование. Педагогика» (https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-sotsializatsii-detey-sirot-v-usloviyah-selskoy-patronatnoy-semi).
14) Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
15) Указ Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 (ред. от 14.01.2000) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав (http://base.garant.ru/3975302/).
16) Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/).
17) Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 797 с.
18) Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга (http://www.cspsd-cr-spb.ru/index.php/features).
19) Bobyleva I. Development of Social and Educational Support in Russian Institutions for Orphans // Procedia - Social and Behavioral Sciences 214, 2015, c. 535 – 543.
20) Raschetina, S.A. & Zaichenko, O.M. Sotsiodidaktika. Istorija i teorija sotsialnoj pedagogiki [Socio-didactics. History and theory of social pedagogy]. Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 2003.
21) King, Margaret L. Concepts of Childhood: What We Know and Where We Might Go // Renaissance Quarterly 60.2, 2007.
22) Schmidt, V.R. 2008: Dead-end siding of family placement – Russian federation has accepted the new law about Guardianship, Regnum, 14.04. Retrieved November 20, 2008.